Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.10.2018, 20:23

ГБОУ Самарской области СОШ пос.Новоспасский м.р. Приволжский

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [60]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ (КУЗНЕЦОВА Т.А.)

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО  УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В 8 КЛАССЕ

 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ТИПЫ СВЯЗЕЙ  В  СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Учебные материалы урока: Учебник: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях/ С.И.Львова. М.: Мнемозина, 2012.                 

Цель урока:  продолжение изучения темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.

Задачи:

образовательные:  познакомить обучающихся с типами связей в словосочетании; закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову; готовить учащихся к выполнению заданий  ГИА

развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

воспитательные: воспитание  любви к русскому языку, формирование навыков.

Технология: использование ИКТ и ЭОР

Тип урока: комбинированный

Аннотация.

      Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ИКТ и ЭОР. Предусмотрена работа учащихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГИА в 9 классе. К конспекту прилагается презентация PowerPoint, содержащая ссылки на ЭОР.

    На уроке используется презентация Power Point, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, интерактивный тест. Урок проходит с применением ПК с доступом в Интернет (15 для учеников + ПК учителя), проектора, интерактивного средства МИМИО, магнитно-маркерной доски.

                                                      ХОД УРОКА

Организационный момент.

   На сегодняшнем уроке  продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь более грамотной и красивой. (Слайд 1)

Тема урока, постановка целей. (Слайд 2)

Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко

Обучающиеся определяют тему – «Словосочетание».

 - Данные словосочетания чем похожи? А чем отличаются?

( Похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи).

 - Конечно же, слова соединяются друг с другом не произвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.

Запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».

 - Подумайте, каких целей должны достигнуть на уроке.

Проводится целеполагание.

Предварительная оценка знаний. (Слайд 3)

Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» на данный момент:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

На полях тетради напротив темы урока.

Актуализация знаний.

Понятие словосочетания. (Слайд  4)

Коллективная работа.

Прочитайте строки:

 Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя…

 - Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)

 - Нужно выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?

(Знать  определение словосочетания.

Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения).

 - Что не является словосочетанием?

(Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.

Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.

Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне).

Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:

Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.

При помощи логических вопросов  выделить все словосочетания.

Выписанные словосочетания:

«кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»

Это интересно. Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»? (Индивидуальный доклад по http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm)

Индивидуальные задания.

(Обучающимися  выполняют за компьютером в режиме реального времени одновременно с коллективной работой. Ученики открывают ресурс по закладке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html)

  • Какие из приведённых примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?

Словосочетания по главному слову. (Слайд 5)

- По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:

(Именное,  глагольное,  наречное).

 

 Распределите словосочетания по главному слову (Слайд 6):

Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно.

 (Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах) (Слайд 7)

Изучение нового.

  1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания (Слайд8):

- согласование,

 - управление,

 - примыкание.

Познакомьтесь с  типами словосочетаний  (http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html) и заполните таблицу в тетради теории. Подготовьте ответ по вашему типу связи. (Слайд9)

 

Групповая работа за компьютерами. ЭОР установлен на ПК.

 1, 4 группы – согласование,

 2, 5 группы – управление,

 3, 6 группы – примыкание.

2.Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу). (Слайд10)

  • Закрепление знаний
  • Распределите словосочетания по таблице (Слайд11)

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)

 Таблица проецируется на доску. Ученики выходят по одному и распределяют задания.

Выполните тренировочные упражнения. (Слайды 12-17)

 Задание 1.

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ  ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование

Задание 2.

  • Определите тип связи в словосочетании  В ДЕЛАХ  ДОБРА из предложения:
  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • Управление

 

Задание 3.

  • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
  • Примыкание

Задание 4.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
  • такая мама

Задание 5.

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно  опускаться на парашюте.
  • медленно опускаться

Задание 6.

  • Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
  • Для России такой путь заказан.
  • заказан для России

Диагностическая самостоятельная работа. (Слайд18)

Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на сайт по закладке.

( Для тестирования на сайте требуется регистрация.  Сильная  группа выполняет электронный  тест, а слабая - задание в учебнике)

 (http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml)

Итог урока.

- С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке?

  • Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице. (Слайд19)

 (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf)

 - Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

Домашнее задание. (Слайд20)

Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»

Выполнить задание на выбор:

1- упражнение

2 – тест «Готовимся к ГИА. Задание

Рефлексия. (Слайд 21)

Попробуйте оценить свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» после изучения:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

На полях тетради напротив последней записи.

Список использованных источников:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

        

                                                                                         

 

    

Категория: Мои статьи | Добавил: Кадрик (22.12.2014)
Просмотров: 868 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Юго-Западное управление МОиН Самарской области
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Самарской области

  • Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz