Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.10.2018, 20:21

ГБОУ Самарской области СОШ пос.Новоспасский м.р. Приволжский

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [60]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Соколова М.А.«Образ человека в искусстве сквозь призму времени»

 

                Конспект урока

Год обучения     9

Тема                  «  Образ человека в искусстве сквозь призму времени»      

Дата                  30.04.2013

Педагог             М.А. Соколова

УМК   Л.Е. Емохонова «Мировая художественная культура»  10-11 класс

Изд. «Академия»  2008

«Мировая художественная культура» А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая ЮНИТЕ Москва 2000

Тип занятия: итоговое на закрепление изученного материала.

Цель: формировать в сознании обучающихся представление об искусстве, как достоянии мировой и духовной культуры на примере изменяющихся эталонов красоты  человека в искусстве разных временных периодов,

Задачи:

 - диагностика уровня усвоения предыдущих тем и корректировка его

- формирование умения учащихся самостоятельно применять знания на различных по форме этапах урока.

- умение анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

- развивать  монологическую  речь  обучающихся,  умения  работать  с  документами,  выполнять  проблемные  задания,  объяснять  и  оценивать  их.

-способствовать разностороннему и гармоничному развитию личности преемственности культурных традиций и ценностей, развитию творческих способностей учеников.

Актуальность темы в том, что она даёт школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, предусматривает широкое привлечение имеющихся знаний, художественного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Режим работы: фронтальный, в парах, индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

Оборудование:  ноутбук,  усилители звука, проектор, экран

Обеспечение учебного процесса:  для учителя -  презетация к теме, звукозапись муз. произведения Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», репродукции живописных произведений  к теме «Образ человека в искусстве сквозь призму времени»; таблички к заданию «синквейн»

для учеников: листы с текстами заданий

Предварительная работа: беседы, просмотры фильмов, слушание  музыки, работа с литературой, использование на занятиях приёмов кластер и синквейн, составление кроссвордов, работа с рефератами и презентациями на темы изобразительного искусства.

Источники:  

 Н.И. Платонова, В.Д. Синюков «Энциклопедический словарь юного художника», Москва «Педагогика» 1983

Т.Копцева. «Изобразительное искусство и мир интересов человека» Москва 1994

Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасова «Этюды об изобразительном искусстве» Москва, «Просвещение»1993

Е.В.Муза «И образ незабвенный» Издательство «Советская Россия», Москва – 1974

И.И. Семашко «Сто великих женщин», Москва «Вече» - 2000

nklibraru. kz/catalog/1017, www. rusedu. ru/detail 5220. Html, www. ticpr. com/zapros/,www. dioo. ru/praktika/sinkveyn. html.

nsportal. ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/kl.

festival. Iseptevber. ru/articles/211634, www. openclass. ru/lessons/21213

                                         Ход занятия

I.Организационный момент. Приветствие.

Вступительная беседа:   В завершении курса «Изобразительное искусство» у нас было несколько обобщающих тем: «Семь чудес света», «О чём говорят жесты на иконах», «Памятники искусства» и т.д., мы работали с терминами и определениями.  Сегодня  у нас ещё одно занятие из этой серии.

 - Прочитайте стихотворение на первом слайде презентации и догадайтесь, чему посвящена тема  сегодняшнего урока.

Люби себя - Творенье Бога,
Живи для Сердца, для Души…
Пусть будет Светлая дорога
В то Царство Вечной Красоты!!! (предположения учеников)

- Лучшее творение Бога, конечно, человек. Так считали древние греки, так считали люди эпохи Возрождения и лучшие умы эпохи Просвещения. Этого мнения придерживаются люди современности. Тема сегодняшнего урока посвящена человеку, и звучит она так «Образ человека в искусстве».

- Произведение пластических искусств, как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления людей, живших в различные исторические эпохи, о красоте человека. Утверждение красоты человека по-разному преломлялось в разные времена. Богатое разнообразными и сложными ассоциациями, понятие красоты не являлось чем-то стабильным. Каждая историческая эпоха несла свое представление о человеческой красоте, которое формировалось существующими общественными условиями, характером жизненного уклада.

  По мере того, как угасала какая- либо цивилизация, на смену ей приходила  другая. Каждый уровень развития складывается в «лестницу», мы рисовали её не один раз на занятиях, отмечая следующую ступеньку развития человеческого общества и его достижений.

II. На втором слайде нашей презентации записаны названия различных эпох и цивилизаций.  Правильно ли они расположены? Расставьте  их в правильном хронологическом порядке  (ответы учеников, на экране названия временных периодов выстраиваются в правильном порядке).

III. Следующее задание выполняем в парах. У вас на столах тексты. После прочтения  вы должны определить цивилизацию или период  развития культуры и искусства, назвать памятники искусства, о которых там говориться, свое высказывание обосновать.

 План ответа:

1. Название памятника искусства, перечислите, какие качества человека ценились в данный период и как это отражено в данных произведениях

2. Название эпохи, периода или цивилизации, почему вы так считаете, подтвердите словами из текста

(8 текстов у учеников, на экране эти же тексты, после их ответа высвечивается правильный ответ).

1.Около 25 тыс. лет до н.э. широко распространились женские фигурки из камня и кости высотой 10-15 см, так называемые «_________», найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Они символизировали плодородие и были связаны с культом женщины-матери (искусство первобытного общества «Палеотическая Венера»)

2.В этих статуях присутствуют  типичные канонические приемы монументального искусства,  и новое понимание портретности, которое  требовало достоверной передачи внешнего облика фараона . К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы ___________в синей тиаре. Ее имя означает «Красавица грядет», еще ее называли «Владычица радости (Египет. Нефертити)

3. Картина художника 8 в. «Сад литературы», на которой изображены поэты и каллиграфы, беседующие и размышляющие о литературе на лоне природы. Герои этой картины — люди искусства, занятые неторопливой беседой,— показаны художником с большой достоверностью, со стремлением точно передать их позы, детали одежды (Китай. Живопись Китая).

4. Она сделалась в 19 столетии общей любимицей благодаря  красоте

 своей фигуры, дошедшей до нас, к сожалению,  без  рук;  душевной  теплоте,

 которой дышат благородные черты ее  лица. Статуя была найдена на острове Милос в 1820г. Исполнена  она,  по всей видимости, Александром (или Агесандром).(Греция. Венера Милосская)

5. Картина  получила всемирную славу. Она изучалась историками и копировалась живописцами не сходила с обложек газет и журналов всего мира Искусствоведы, десятилетиями спорят о том, что означает её улыбка и кто вообще изображен на портрете? Портрет завораживает и восхищает тем, как передана жизнь души, неуловимо меняющиеся оттенки мыслей, чувств, настроений. Идиалистический пейзаж отражает  некий символ природы, венцом которой является человек. (Леонардо да Винчи. «Джаконда»)

6. Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник - символ вечности, все объединено в круге. В нежных ликах ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь «за други своя». (Андрей Рублёв «Троица»)
7.  К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы породили беспримерно светлую, трепетную живопись. Они в живописи старались запечатлеть ускользающий момент,  прекрасные мимолетные образы, время существования которых измеряется мгновениями ( Импрессионизм.Искусство импрессионизма).

8. Крамской создал образ собирательный, который отразил  целую эпоху. Обворожительная, властная и недоступная незнакомка со смуглой кожей дама, с несколько надменным прищуром красивых глаз, гордо сидящая в коляске кокетка во время прогулки проезжая по Аничкову мосту. Величаво и загадочно смотрящая на зрителя неизвестная дама и по сей день очаровывает своим таинственным взглядом всех посетителей Третьяковской галереи (И.Крамской «Неизвестная»)

IV. На следующем  слайде записаны различные суждения, и вам теперь не трудно будет определить, какие суждения какой эпохе  принадлежат? Свой ответ свяжите с мировоззрением той или иной эпохи, цивилизации (индивидуальные ответы учеников, при необходимости уточнения одноклассников. Если дети затрудняются с ответом. Обратить внимание на выделенные в тексте слова. Рядом с текстом на экране после ответа появляется правильный ответ).

1.«Человек грешен по своей сути, необходимо отказаться от радости жизни» (Средневековье)

2. «Человек…есть нечто наилучшее…и даже более чем наилучшее» (Возпрождение)

3. "А что лучшее в человеке? Разум, который   выделяет его среди животных и приближает к  Богам…(Фалес из Милета  др. Греция)

4.«Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом» ( Новое время-эпоха Просвещения)

5.«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (Антон Павлович Чехов. XX век)

V. Многие поэты в своих стихах восхищаются памятниками изобразительного искусства, воспевая их неземную красоту. Прочтите строки на следующих слайдах и определите,  какому изобразительному образу посвящено поэтическое произведение, какими художественными средствами художник добился выразительности образа (стихи читают подготовленные ученики. После ответов появляется произведение изобразительного искусства).

1. «Нефертити» Наталья Гребенко

Верны, задумчивы черты…

Она – художника созданье…

Царица вечной красоты…

А очи в нежном ожидании…(египетская царица Нефертити)

2.  «Венера Милосская». Афанасий Фет

И целомудренно и смело,

До чресл сияя наготой

Цветёт божественное тело

Неувядающей красой

3. А.С. Пушкин. Джаконда

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей:

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей…

4. « Перед иконой Святой Троицы» Татьяна Шорыгина

Рублев замкнул их тесным кругом,
Они склоняются друг к другу
С любовью, лаской молчаливой.

Полны глубокого значенья
Их лица, позы, облаченья!
 

5.  «Медный всадник»  А. С. Пушкин

Над ограждённою скалою

Кумир с простёртою рукою

Сидел на бронзовом коне...

О! мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы? (Медный всадник»

 

6. А. Фет «Сикстинская мадонна»

У ног Ее - земля под облаками,
На воздухе - нетленные покровы.
И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться Ей мы на коленях сами,
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.
Как ангелов, младенцев окрыленных,
Узришь и нас, о, Дева, не смущенных..
1864

 

VI. Образ человека – вечная тема искусства. Во все века и лета ему посвящались произведения различных видов изобразительного искусства, литературы, кино, музыки и т.д. Послушайте музыкальное  произведение французского композитора Клода Дебюсси. Оно так же посвящено человеку. Попытайтесь найти среди репродукций портретов  образ, созвучный его произведению, или опишите образ, который вы представили.

Слушание музыки Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

 Задание: выбрать произведения живописи, ассоциирующие к прослушанному музыкальному произведению, объяснить свой выбор (репродукции живописных полотен  на доске)

VII. Синквейн к словосочетанию «образ человека в искусстве»( в центре доски прикреплено словосочетание, справа размещены  слова, и словосочетания, которые возможно выберут ученики в  ходе работы)

-Ключевая фраза сегодняшнего урока «Образ человека в искусстве». Составьте синквейн к данному словосочетанию. Можете использовать слова и словосочетания, которые есть на табличках, или придумайте свои.

- Назовите два прилагательных к заданному словосочетанию (загадочный, восхитительный, обворожительный…)

-назовите три глагола, относящиеся  к данному словосочетанию (поражает, завораживает, восхищает…)

-придумайте предложение из четырёх слов, выражающие ваши отношения к данной теме   (показывает характер; духовный настрой; ведёт рассказ о человеке прекрасном…)

-подумайте и скажите, какое слово может быть синонимом темы (портрет человека)

Обобщающее слово педагога

VIII.

Завершить наш урок я хочу словами стихотворения поэтессы

Маргариты Алигер
«О КРАСОТЕ»

По всей земле, во все столетья,
великодушна и проста,
всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведет рассказ о человеке,
с тревогой думает о нем
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.
Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты.

- Спасибо за работу на уроке. И пусть ваши знания откроют путь к познанию нового в мире искусства!

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Задание

Методы и приёмы

Задачи

Вре

мя,

мин

1

Вступительная часть

Послушайте стихотворение, догадайтесь, чему посвящена тема сегодняшнего урока

Чтение четверостишия учениками,ответы

сконцентрировать внимание учеников на теме урока

4мин

2

этап контроля и всесторонней проверки знаний

В правильном ли порядке расположены названия временных периодов? Расставьте их в правильном хронологическом порядке

Индивидуальные ответы учеников, обоснование ответа, помощь класса

диагностика уровня усвоения предыдущих тем и корректировка его

6 мин

3

 

Прочтите текст определите цивилизацию или период  развития культуры и искусства, назовите памятники искусства, о которых там говориться, обоснуйте свое высказывание.

 

самостоятельная работа  в парах, анализ текста

диагностика сформированности практических навыков: сравнение, выявление специальных черт объекта, установление причинно - следственных связей;

развивать  монологическую  речь  обучающихся,  умения  работать  с  документами,  выполнять  проблемные  задания,  объяснять  и  оценивать  их

10 мин

4

 

Определить, какие суждения какой эпохе  принадлежат? Свой ответ свяжите с мировоззрением той или иной эпохи, цивилизации

Работа с текстом презентации. Обоснование своего мнения, помощь класса

формирование умения учащихся самостоятельно применять знания на уроке

5

5

 

Прочить стихи, определить, о каком произведении рассказывает автор, какими художественными средствами художник добился выразительности образа

 

Чтение стихов подготовленными учениками

развивать мышление школьников, умение выделить главное, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность, эмоции учащихся;

умение анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку

 

5

6

 

Послушайте музыкальное  произведение французского композитора Клода Дебюсси. Попытайтесь найти среди репродукций портретов  образ, созвучный его произведению, или опишите образ, который вы представили.

 

развитие умения вести диалог с произведениями искусства- самостоятельности суждений и выводов.

5

7

 

Синквейн

Составьте синквейн к словосочетанию «Образ человека». Используйте слова и словосочетания на табличках, или придумайте свои.

- Назовите два прилагательных к заданному словосочетанию

-назовите три глагола, относящиеся  к данному словосочетанию

-придумайте предложение из четырёх слов, выражающие ваши отношения к данной теме   -подумайте и скажите, какое слово может быть синонимом темы

 

закрепления изученного материала, обогащения словарного запаса и проявления учениками своего творческого потенциала

 

3

8.

Итог

Слушание стихотворения М.Алигер « О красоте»,заключительное слово педагога

 

 

2

Категория: Мои статьи | Добавил: илларионова (08.05.2013)
Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Юго-Западное управление МОиН Самарской области
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Самарской области

  • Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz