Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.10.2018, 20:22

ГБОУ Самарской области СОШ пос.Новоспасский м.р. Приволжский

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [60]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся на уроках математики».

  Вы хотите, чтобы ваши дети были

способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые

шаги по ступенькам творчества, но

… не опаздывайте и, помогая,

думайте сами.

 Творческие люди востребованы в любой сфере деятельности - от бизнеса до науки. Именно такая эфемерная материя, как способность к творчеству, во многом определяет успех человека. Чтобы воспитать из ребенка творческую личность, умеющую мыслить свежо и неординарно, нужно чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

    Важную роль в подготовке к творческому труду играет школа. Именно в школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать любую деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.   

   Психологи и педагоги, работающие над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, отмечают, что одним из условий формирования творческого мышления учащихся является их ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

   Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по ее разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.        

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

-  учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-  сталкивает противоречия практической деятельности;

-  излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-  предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

-  побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-  ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

-  определяет проблемные теоретические и практические задания;

-  ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому образцу.

Так как же создавать эти проблемные ситуации на уроках математики, какие существуют варианты их постановки?

   Пример №1. Введение новых математических понятий представляет  много возможностей для их организации. Например, при введении понятия «производная» в 10 классе. Решая физическую задачу о средней скорости движения и геометрическую об угловом коэффициенте касательной, ученики приходят к одной и той же математической модели:  . Тогда я говорю: «Многие задачи физики, химии, экономики и т.д. приводят в процессе решения к такой же модели. Значит, ее надо специально изучить, т.е.:

-присвоить ей новый термин;

-ввести для нее обозначение;

-исследовать свойства новой модели.

Этим мы сейчас и займемся».

Пример №2. Он связан с геометрическим материалом. Я предлагаю учащимся 5 класса внимательно посмотреть на рисунок и ответить на вопрос: «Как можно найти площадь треугольника АВС?

-Найдите площади закрашенных треугольников:

-Объясните, как найти площадь треугольника АВС на следующем рисунке:

-Как надо дополнить чертеж, чтобы найти площадь этого треугольника»?

    Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений.  Такой анализ уже может направить их мысль в определенном направлении.  Подметив некую особенность, учащиеся должны прийти к выводу, который поможет им не только правильно сформулировать тему урока, но и будет ответом на поставленный проблемный вопрос.

   Пример №3.

Знакомая задача

Модифицированная задача

Незнакомая задача

 - 2 =3

2 2х - =-1

= 1+а2

 

 Решение незнакомой задачи по тригонометрии, содержащей новую для учащихся комбинацию известных уже видов простых задач, требует выполнения всех тех элементов продуктивного мышления, которые свойственны исследовательскому подходу: анализ условия, выделение числовых данных, осознание вопроса,  выявление промежуточных неизвестных,  составление плана решения, осуществление этого плана с использованием имеющихся данных и приобретенных ранее знаний, умений и навыков.

   Таким образом, постановка вопроса об использовании проблемных ситуаций не является новой для учителя, а требуют лишь правильного использования.

   Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей, а так же во внеурочной деятельности.

    К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительные временные затраты на изучение учебного материала, недостаточную эффективность  при формировании практических умений и навыков, слабую эффективность  при усвоении принципиально новых разделов учебного материала и  при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.

   Итак, постановка вопроса о реализации и анализе использования проблемных ситуаций не является новой в методике преподавания математики, а требует лишь правильного подхода.

   Говоря о проблеме творческих способностей, я согласна с мнением великого ученого Л.С. Выготского, который написал: «Творчество на деле существует не только там, где создают великие творческие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».

    Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки и техники.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: илларионова (04.05.2012)
Просмотров: 547 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Юго-Западное управление МОиН Самарской области
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Самарской области

  • Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz