Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.10.2018, 20:18

ГБОУ Самарской области СОШ пос.Новоспасский м.р. Приволжский

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [60]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Природа и человек в стихотворениях Ф.И.Тютчева. (Кузнецова Т.А.)

Природа и человек в стихотворениях Ф.И.Тютчева

Учебные материалы урока: Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/ Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014 г.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

Цели урока:

- введение обучающихся в художественный мир стихотворений Ф.И.Тютчева о природе;

- обучение анализу стихотворения.

Задачи урока:

- расширить полученные обучающимися в 5 классе представления о лирике Ф.И.Тютчева;

- раскрыть тему взаимоотношений природы и человека в лирике Ф.И.Тютчева на примере стихотворения «С поляны коршун поднялся…»;

- расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отработать её практическое использование;

- нацелить обучающихся на формы анализа в формате ГИА/ЕГЭ, востребованные в современных условиях;

- развивать речь обучающихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; развивать эстетический  вкус обучающихся.

Метапредметные задачи урока:

- формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД);

- формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;

- формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне, интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; создавать собственный текст на основе имеющихся знаний; формировать приёмы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;

- развивать личностные УУД: воспитывать у обучающихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром, с природой;

- развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы.

В ходе урока планируется достижение следующих предметных результатов:

- расширяются представления обучающихся о лирике Ф.И.Тютчева, происходит осознание того факта, что, изображая гармоничную и динамичную природу, Тютчев показывает жизнь человеческой души, говорит о месте человека в мире;

- обучающимся прививаются навыки анализа стихотворного текста, необходимые на современном этапе в литературном образовании школьников и востребованные формами итоговой аттестации;

- обучающиеся получают опыт самостоятельной интерпретации художественного текста;

- развиваются речевые умения и навыки.

В процессе урока происходит формирование следующих УУД:

- умение планировать учебную деятельность;

- целеполагание, умение формулировать и ставить себе учебную задачу и реализовывать её;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности (работа в паре, в группе, ведение конструктивного диалога, презентация результатов деятельности);

- умение работать с текстом;

- развитие гармоничной личности ученика.

Формы работы обучающихся: работа в парах, работа в малых группах, презентация результатов заданий, выполненных группой, обсуждение результатов, интерпретация (художественное чтение) текстов стихотворений Ф.И.Тютчева как результат выполненного группой задания, индивидуальная работа, рефлексия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиоаппаратура (фонохрестоматия), раздаточный материал (индивидуальная карта, карта рефлексии, листы с заданиями для групп).

 

Ход урока

Этап 1.

Учитель: Откройте индивидуальную карту. Перед вами два слова. Что они означают? Запишите свои ответы в таблице. Используйте для этого существительные, прилагательные-эпитеты, глаголы.

А в графе ниже запишите, как связаны, как взаимодействую человек и природа.

ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК

Примерные ответы учащихся: это весь мир; земля, воздух, животные; всё вокруг нас и т.д.

 

Примерные ответы учащихся: это разумное существо; каждый из нас и т.д.

 

Человек и природа неразрывны. Человек должен беречь природу, жить с нею в гармонии. Хороший, чуткий человек именно так и поступает. Жестокий -   губит природу…

 

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с такими формами взаимоотношения человека и природы, которые вы в своих ответах не назвали. Любопытно? Задумались? Тогда начинаем…

Этап 2. Введение в тему урока

Учитель: Знаком ли вам человек, изображённый на фотографии?     Слайд №1 (Ответы обучающихся)

Давайте проверим, а помните ли вы стихи Ф.И.Тютчева, которые вы читали, учили наизусть в прошлом году. Выполните в парах задания №1 и №2 в индивидуальной карте.

№1. Узнайте стихотворение и восстановите текст , (и по желанию – второй) строфы, вспомните его название:

1 строфа: а) Любить, резвиться, играть, грохотать. б) Гроза, гром, небо.

2 строфа: а) Гремят, брызнул, летит, повисли, золотит. б) Раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце.  (Ответы обучающихся)

Слайд №2. (текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»)

Учитель: Кто может прочитать это стихотворение наизусть? (Ответ)

№2. Восстановите текст стихотворения «Весенние воды» (расставьте цифры в порядке расположения строк)

 Ещё в полях белеет снег

Мы молодой весны гонцы

И тихих, тёплых майских дней

Бегут и будят сонный брег,

Румяный, светлый хоровод

Они гласят во все концы:

А воды уж весной шумят

«Весна идёт, весна идёт!

Она нас выслала вперёд».

Бегут и блещут и гласят-

-Весна идёт, весна идёт!

Толпится весело за ней.

Учитель: Объясните, что помогло вам восстановить стихотворный текст. Выразительно прочитайте стихотворение.

(Ответы)

Слайд №3  (текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»)

Учитель: Какая тема объединяет стихотворения, которые мы вспомнили?  (Оба стихотворения о природе, о весне, их объединяет общая тема; стихотворения о том, что всё вокруг живое: «весна идёт, выслала вперёд»).

Этап 3. Работа с новым материалом.

Восприятие, осмысление и интерпретация стихотворения «С поляны коршун поднялся…» происходит в процессе работы малых групп. Группы формируются по желанию на основе выбранного вида работы («Литературоведы», «Комментаторы», «Чтецы», «Художники-иллюстраторы»).

           Учитель: Внимательно прочитайте стихотворение, выберите задание, сформулируйте задачу своей группы и примерный ход   её решения. Итоги работы группы кратко сформулируйте на листе заданий (см. приложение 5). Воспользуйтесь картой-памяткой для работы в группе (см. приложение 4).

Слайд №4 (Текст стихотворения Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся…»).

  Группы обсуждают и озвучивают свои пожелания, на основе которых они формулируют учебную задачу. Учитель помогает скорректировать  задачи, а в процессе их решения консультирует, направляет работу групп. Каждый из полученных группами результатов раскрывает  грани смысла стихотворения и становится одним из звеньев целостного анализа текста. В качестве презентации работы группы один учащийся даёт связный ответ о деятельности группы и подводит итоги.

Примерные ответы.

Группа №1. «Комментаторы»:

Нас заинтересовало слово «взвился», потому что у него необычное ударение. Такая форма получается более торжественной и подчёркивает силу и красоту коршуна. Ещё слово «дале». Форма его устаревшая, так говорили раньше. Форма «к земли» тоже устаревшая. Получается, что человек, когда прирос к земли, как бы устарел, потому что не движется. Итоги: устаревшие слова и формы слов…

Учитель: Действительно, это формы, пришедшие из старославянского языка, а старославянизмы указывают на принадлежность текста к высокому стилю.

Группа №2. «Литературоведы»:

В 1 четверостишии 4 глагола (поднялся, взвился, вьётся, ушёл) – все они обозначают движение коршуна, плавные, красивые, грациозные.  А во 2-ом четверостишии всего 2 глагола (дала – относится к природе, к коршуну, а прирос – к человеку), последний глагол обозначает не движение, а какую-то устойчивость. Итоги: природа в стихотворении живая, в движении, а человек- в покое, без движения (прирос).

Группа №3. «Литературоведы»:

Мы выделили следующие образы: неба, земли, красивого, свободного коршуна и человека, привязанного к земле в поте и пыли. Итоги: главные образы – коршун и человек. Природа сильная, свободная, огромная, человек – не царь земли, а маленькая её часть.

Слайд №5. Выберите термины, необходимые для понимания стихотворения «С поляны коршун поднялся…»

Антитеза. Метафора. Олицетворение. Повтор. Сравнение. Эпитет. (Ответы)

Группа №4. «Литературоведы»:

В стихотворении есть противопоставление (антитеза). Противопоставлены коршун и человек, небо и земля. Коршун свободно парит в небе, а человек прирос к земле. В стихотворении есть повторения. Коршун взвился и вьётся, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два больших крыла – эпитеты. Итоги: повторы, эпитеты, антитеза. Природа величественная. Человек думает, что он царь земли, но мал и ничтожен перед природой.

Учитель: В стихотворении противопоставлены небо – символ высокого, идеального, красоты и гармонии, и земля, от  которой не может оторваться человек – символ повседневности, приземлённости. Небо – идеал, который недостижим для лирического героя Тютчева.

Группа №5. «Чтецы»:

Стихотворение нужно читать торжественно, не торопясь, потому что Тютчев говорит о величии природы. Читая последние строки, необходимо перейти на более  лирический лад. Читать надо торжественно и печально. В конце обоих четверостиший нужно повысить голос, как бы сравнивая коршуна и человека. Слегка повышать голос, когда читаешь о небе, понижать – когда о земле. Итоги: читать торжественно, медленно и печально. (Читают)

Группа №6. «Художники-иллюстраторы»:

Мы разделили пространство в рисунке на две части: в небе парит большой, сильный коршун, а с земли на него с завистью смотрит маленький человек с грустными глазами. Мы использовали только простой карандаш. Цвета здесь не нужны, потому что стихотворение грустное. Итоги: это как бы нарисованные мысли, поэтому рисуем карандашом – разные оттенки серого. (Демонстрируют рисунок).

 

Учитель: Мы познакомились со стихотворением Ф.И.Тютчева. Вспомните, в начале урока я обещала, что сегодня на уроке мы познакомимся с такой формой взаимоотношений человека и природы, о которой вы не задумывались.

Перед вами характеристика двух типов лирических стихотворений. Слайд №6. Пейзажная лирика. Философская лирика

К какому из них относится «С поляны коршун поднялся…»? Докажите. (Ответы: Это философская лирика, потому что стихотворение не только о природе, но и о человеке в мире природы)

Учитель: Давайте теперь послушаем интерпретацию стихотворения профессиональным актёром и ответим на вопрос  №1 из раздела «Подумай и ответь» индивидуальной карты: о чём стихотворение «С поляны коршун поднялся…»? (Прослушивание аудиозаписи, запись ответа).

          Этап 4. Домашнее задание. Использование формируемых предметных и метапредметных УУД в процессе (1) ответа на аналитический проблемный вопрос в формате ГИА/ЕГЭ или (2) для написания небольшого этюда.

Учитель: Подумайте, каким может быть ваше домашнее задание. В нашем учебнике три стихотворения Ф.И.Тютчева. Из них мы не познакомились со стихотворением «Листья». Задание связано с ним.

Выберите из двух вариантов письменной работы тот, который вам ближе.

  1. Как в стихотворении «Листья» Тютчев рассказывает о законах природы?
  2. Существуют ли подобные законы в человеческой жизни?

Слайд №7.

Этап 5. Итоги урока. Рефлексия.

          Учитель: 1.В своей индивидуальной карте восстановите текст (Восстанавливают)

          2.Подумайте, что нового вы открыли в отношениях человека и природы сегодня на уроке. А когда мы открываем для себя что-то новое, у нас обязательно появляются и новые вопросы. Ответьте на вопрос №2 в разделе 3 («Подумай и ответь») индивидуальной карты. Продолжите предложение, а затем попробуйте сформулировать свой вопрос.

         3. Заполните карту рефлексии. (Заполняют)

Спасибо за урок!

Категория: Мои статьи | Добавил: Кадрик (22.12.2014)
Просмотров: 1262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Юго-Западное управление МОиН Самарской области
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Самарской области

  • Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz