Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.10.2018, 20:41

ГБОУ Самарской области СОШ пос.Новоспасский м.р. Приволжский

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [60]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

« Методические особенности преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе в условиях перехода на ФГОС НОО» Гусева Т.В

     Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному  постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. [4]

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и, прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

 Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. [3]

  

     Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе имеет самое непосредственное отношение.

«Окружающий мир» создавался как курс интегрированный, и в этой сущностной характеристике кроется особая роль, как в развитии школьника, так и в дальнейшем успешном изучении им многих школьных предметов.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает богатый чувственный опыт, развивается его умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи. Мышление ребенка становится все более логичным, у него формируется правильная связная речь. [3]

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко моделируются ситуации удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для мотива получения знаний, имеют особое значение в развитии логического мышления и связной объяснительной речи (речи – рассуждения). Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений и пр. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования и др.

Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит правильно организованный процесс изучения «Окружающего мира», - развитие детской эрудиции.  Предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов. [3]

Таким образом, предмет «Окружающий мир» является культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию младшего школьника.

     Необходимо обратить внимание на то, что случаи, которые рассматриваются на уроках «Окружающего мира», воспроизводят реальные жизненные ситуации. Ребенок усваивает правила поведения в природе, обществе, которые обязательно понадобятся именно ему в процессе взаимодействия с миром и сегодня, и завтра, и послезавтра. Он учится понимать себя, оценивать свое поведение, ставить перед собой элементарные нравственные задачи. И все это происходит в условиях, максимально приближенных к жизненным: игра, труд, прогулка, встреча с животным и др.

Уроки «Окружающего мира» решают еще одну важнейшую задачу – воспитание экологической культуры. Этот процесс происходит на стыке двух сторон воспитания – умственного и нравственного. Человек может много знать о пользе природы, о необходимости беречь все живое на Земле, но недостаточность его нравственного развития неизбежно приведет к тому, что его знания останутся достоянием лишь интеллекта и не затронут его душу.

В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают осознавать тесные связи человека с природой, подходят к пониманию истинности суждения: «В природе нет вредных и полезных существ! Природе нужны все!». Так, в рамках предмета «Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного отношения ребенка к среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания.

Большое воздействие изучение «Окружающего мира» оказывает на развитие эстетических чувств школьников. В основе построения учебного процесса, обеспечивающего решение этой задачи, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Удивление, радость, любопытство, которые возникают при этом, становятся предпосылками рождения эмоционально – положительного отношения к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую функцию и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным является условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса школьника. [4]

Таким образом, предмету «Окружающий мир» свойственны следующие системообразующие функции.

1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе.

2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.

3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития

 общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития.

Вот каким ценным для всестороннего развития младшего школьника является предмет «Окружающий мир». [3]

     В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и

явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, парке, музее и т. д.

     Так, например, при работе с первоклассниками, можно предложить им несколько заданий, результаты которых помогут установить, каков чувственный опыт детей, какими сенсорными эталонами они владеют, а какие отсутствуют в их опыте. Подойдут простые игры, известные детям с малых лет, например «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Раздели на группы по цвету», «Узнай по звуку» и т.д.

     Главным методом расширения и уточнения сенсорного опыта является наблюдение. Наблюдения могут являться частью экскурсии или главным методом опыта, поиска, исследования. В соответствии с целью и этапом обучения можно использовать следующие типы наблюдений:

- предваряющие изучение нового материала. Цель таких наблюдений – накопление конкретных фактов об изучаемом предмете или явлении;

- сопутствующие процессу изучения нового материала. Цель таких наблюдений – уточнение, обобщение чувственного опыта, сбор дополнительных характеристик объекта окружающего мира;

- завершающие процесс изучения учебного материала. Цель подобного рода наблюдений – закрепить приобретенные знания, соотнести их с реальной ситуацией, осуществить контроль за правильным обобщением полученных представлений.

По месту проведения наблюдения можно разделить на следующие группы.

1.Наблюдения из окна. Прежде всего, это фиксация состояния погоды, признаков периода времени года (начало, середина, конец сезона); изменения объектов неживой, живой природы, труда человека, которые постоянно находятся в зоне видения из окна (например, строительство дома, работа в цветнике, поведение малышей на игровой площадке и т.д.)

2. Наблюдения в естественных природных и социальных условиях: рассматривание объектов природы в разных условиях жизни (сезон, среда обитания, сообщество), наблюдение труда людей разных профессий, праздников, традиций, музейных экспозиций и др.

3. Наблюдения в условиях, социально созданных человеком (уголок природы, теплица, парник, школьный кабинет биологии, труда и др.): рассматривание объектов уголка живой природы, фиксация их движений, особенностей питания, поведения. Наблюдения за ростом и развитием растений. Наблюдение процесса труда людей разных профессий.

4. В современном образовательном процессе в начальной школе широко используется телевидение, Интернет, видеопрограммы. Поэтому выделяют отдельную группу наблюдений с использованием мультимедийных средств. Специально организованный просмотр теле- и видеофильмов позволяет детям наблюдать такие явления природы и общения, которые в обыденной жизни увидеть практически невозможно. Например, период развития растения  «от семени до семени», который протекает длительное время, в телефильме представлен в течение нескольких минут. «Сжатое» время позволяет представить жизнь человека от рождения до старости, побывать в давно прошедшей эпохе и т.д. [3]

Организуя различные наблюдения, необходимо выполнять определенные правила.

Правило первое. Четко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Правило второе. Создать условия для более результативного наблюдения.

Правило третье. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.

Правило четвертое. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое проходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов — слух, вкус, обоняние.

Правило пятое: необходимо заранее продумать продуктивную деятельность, которая будет предложена детям во время наблюдения. Это, прежде всего выполнение разнообразных зарисовок,  сбор природного материала для дальнейшей художественной деятельности учащихся. [3]

Еще одной формой организации процесса ознакомления с окружающим миром  является экскурсия. Как известно, экскурсия – это форма организации обучения, в процессе которой учащиеся проводят наблюдения объекта окружающего мира в естественных условиях или в музеях. Основным методом экскурсии является наблюдение. [4]

   На уроках «Окружающего мира» можно проводить различные опыты. Опыт, эксперимент, исследование относятся к практическим методам обучения. Дидактическое значение этих методов изучения окружающего мира состоит в том, что учащимся предоставляется возможность воспроизвести доступные для понимания процессы, происходящие в природе, наглядно представить свойства различных объектов, их взаимосвязь, подготовиться к познанию в будущем законов, открытых определенной наукой (биологией, физикой, химией, географией, астрономией). Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной  работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения. Конечно, для младших школьников любой опыт выступает в качестве небольшого эксперимента, потому что в большинстве случаев они не знают, какой могут получать результат. Опыты и простейшие эксперименты возможно провести практически по любой теме, касающейся изучения окружающей природы. Например, изучение темы «Свойства различных веществ» (УМК «Начальная школа XXI века») связано с целой серией опытов по определению свойств воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ. Дети уже могут самостоятельно назвать отдельные свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и т.д.). Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, определяющие его характеристики, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы. Например, можно провести опыты с песком и глиной.

 Рассмотрим использование наглядного материала на уроках «Окружающего мира». Наглядность может быть представлена разными средствами. Сюда относятся: реальные объекты (растения, грибы, животные и др.), модели различных натуральных предметов (муляжи, схемы и др.), различные изображения, в том числе с использованием технических средств (картины, фото, рисунки, диапозитивы, видео- и телефильмы). В массовой школе сейчас стали широко применяться видеоизображения, тексты, звуковые ряды, графика, шумовые эффекты – компьютерные аудиовизуальные технологии. Это, безусловно, обогащает процесс образования, создает пространство, наполненное художественными образами и побуждающее к творчеству.

Цели использования наглядности следующие:

- сделать понятийными для детей те предметы и явления, которые в момент изучения недоступны для восприятия в естественных условиях;

- дать возможность воспринимать процессы, которые протекают длительное время и не могут быть представлены  на уроке;  

- обеспечить возможность прочного запоминания свойств, качеств, признаков изучаемого объекта; предоставить возможность «увидеть» закономерности его жизни.

     Отдельное место среди иллюстраций занимают научные репродукции произведений живописи. Например, цель работы с материалами рубрики «Картинная  галерея» (УМК «Начальная школа XXI века) - показать учащимся, что одно и то же явление окружающего мира может рассматриваться с разных точек зрения, и каждый взгляд имеет право на существование. Так, деятель искусства передает свое видение окружающего мира посредством художественных образов, которые он выражает цветом (художник), звуком (композитор), словом (поэт). Рассматривая репродукции картин известных художников, слушая и читая поэтические произведения, ученики учатся ставить себя на место их авторов, сравнивать разные точки зрения, сопоставлять их и подходить к осознанию правомерности и целесообразности существования различных субъективных взглядов на один и тот же предмет действительности.

    Необходимо помнить, что главная цель беседы по картине – подведение школьников к пониманию замысла художника и тех средств выразительности, которые использовал автор для его достижения. Беседа должна помочь детям установить, какие чувства владели автором при написании этой картины, почему он ее нарисовал, что испытывает зритель и совпадает ли авторское и зрительское видение. То есть беседа должна поставить школьника на место художника, побудить увидеть изображенные явления его глазами. Поэтому целесообразны, например,  такие вопросы: «Какое настроение хотел передать художник (радостное, печальное, грустное?», «Удалось ли ему это?», «Какие краски потребовались художнику для этого?».

Хорошим методическим приемом является «введение в воображаемую ситуацию», то есть создание возможности как бы «войти» в картину, представить себя реальным действующим лицом в данной обстановке.

При рассматривании картин необходимо поясняющее слово учителя.

Чтение художественной и научно – познавательной литературы позволяет расширить кругозор ребенка, помогает ему осознать значение самостоятельного чтения для обогащения своих знаний и удовлетворения интереса к окружающему миру.

Постепенно можно подключать детей к самостоятельной работе со справочной литературой. Для этого, сначала учитель может дать задание ребенку, который бегло читает и хорошо ориентируется в книге. Но все равно ему может потребоваться помощь. Учитель напоминает последовательность действий: 1) определи первую и вторую букву слова; 2) вспомни, в каком месте алфавита находится первая буква этого слова (в начале, в середине, в конце, после какой буквы, перед какой буквой); 3) найди в словаре страницу, на которой расположены слова на данную букву; 4) помня, с каких букв начинается слово, найди его в словаре.

Дидактическая игра — очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности — умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т. д. Кроме того, с приходом ребенка в школу и началом систематического обучения игра остается для него все еще очень желанной и радостной деятельностью. Противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры среди других деятельностей побуждает учителя обратить особое внимание на ее использование в обучении, особенно в 1–2 классах. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока.

При отборе игры или ее создании необходимо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие.

Дидактическая цель — это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:

Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, а также владение терминами, отражающими пространственные понятия.

Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.

Игра «Кто это?»: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами «если, то…» и отличают данную игру от другой, а также игру от дидактического упражнения. Например:

Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли в расположении предметов, то получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.

Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант — ты должен выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ножке, угадать загадку, спеть песенку и пр.).

Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то можешь сам стать ведущим и составить характеристику товарища.

Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует время выполнения действий, например:

Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза, ведущий меняет предметы местами.

Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет в руку предмет и, не вынимая из мешка, определяет его свойства. [4]

Рассматривая личностные результаты школьников можно сказать, что они характеризуются как достижения учащихся в их личностном развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:

- самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация. [9]

     Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных  действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие  ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  [9]

Функции универсальных учебных действий включают:  

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать                                                                                                                                                     необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена  поликультурностью общества и высокой  профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного  усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре

блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. [9] Рассмотрим блок личностных УУД несколько подробнее.

Основными критериями сформированности личностных универсальных учебных действий можно считать:
1)структуру ценностного сознания;
2)уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. [9]

В блок личностных универсальных учебных действий  входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

    В младшем школьном возрасте результатом личностного действия самоопределения являются:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности

- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Рассмотрим условия формирования универсальных действий самоопределения на предмете «Окружающий мир».

Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики. Уже в 1 классе дети знакомятся с историей своего родного края (города или села), своей страны: «Наша страна – Россия», «Мы – россияне», «Мы граждане России» (УМК «Начальная школа XXI века»).  

Эти уроки можно проводить в форме экскурсий по местам родного края или в краеведческий музей; работы над проектом; творческие задания. Средствами обучения выступают: 1)работа с учебником; 2) иллюстрации учебного пособия; 3) исторические карты; 4) учебные исторические картины; 5) учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы,  художественные  альбомы  и открытки; 6) тексты художественных произведений; 7) творческие  работы  самих  учащихся  –  рисунки,  поделки,   лепка, исторические миниатюры. Часто для информационного поиска по этим проблемам используются электронные ресурсы.

Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Например, в УМК ««Начальная школа XXI века» изучается тема «Народная сказка и  народные игрушки». На таких уроках детям можно предложить сделать творческую работу.

Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Например, в УМК «Начальная школа XXI век» на уроках «Окружающего мира» рассматривается тема «Все профессии важны», где дети знакомятся с профессиями.

Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Предпрофильная подготовка в начальной школе – это рассказы учителя о профессиях, конкурсы загадок, викторины о профессиях, экскурсии на предприятия. Замечательно, если среди профессий, с которыми познакомятся дети, будут те, что связаны с миром информационно-коммуникационных технологий. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.

Условиями формирования личностных действий самоопределения являются:

  1. содержание (действия, отношения, понятия и представления);
  2. методы (вербальные (беседа (сократическая), диспут, дискуссия); наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (опыт, эксперимент);
  3. формы обучения (урок - экскурсия, урок – практикум, урок – викторина).

Развитие учебно-познавательных мотивов в начальной школе требует организации следующих условий:

-  создания проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению;

- формирования рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью;  обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;

- организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

В контексте смысловой ориентации у младшего школьника выступают:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирования мотивов достижения и социального признания;

— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Например, изучая на «Окружающем мире» тему «Мы – школьники» (УМК «Начальная школа XXI века»), у детей активно формируется школьная мотивация; проявляется интерес к изучаемому предмету; оцениваются жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях.

Такие уроки можно проводить в форме бесед с учениками и экскурсий по школе.

Основными видами деятельности выступают дидактические игры, выполнение индивидуальных заданий, работа с учебниками и тетрадями, применение ИКТ.

Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл».

Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Этот подход реализуется и при представлении классу выполненных с помощью ИКТ альтернативных домашних заданий.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей может происходить на уроках «Окружающего мира», тема которых связана с формированием здорового образа жизни. Так, например, в программе «Начальная школа XXI века» дети в 1 классе знакомятся с разделом «Твое здоровье», где изучают такие темы, как «Здоровая пища», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», «Правила гигиены» и др., где учатся усваивать и выполнять правила здорового образа жизни, различать полезные и вредные привычки, охранять и укреплять здоровье. Например, для соблюдения правил гигиены младшим школьникам на уроке можно показать мультфильм «Мойдодыр», а затем попросить составить их правила соблюдения гигиены.

На уроках «Окружающего мира» для формирования установок на безопасный образ жизни изучаются темы, связанные со знанием правил дорожного движения. В УМК «Начальная школа XXI века» на уроках проходят такие темы: «Где ты живешь?», «Правила дорожного движения», где дети учатся различать знаки ДД, необходимые для соблюдения безопасности, учатся различать знаки светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях. На таких уроках можно использовать наглядный материал, показать презентацию, составить правила безопасного пути от дома до школы и наоборот.

    Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

        Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Так «Окружающий мир» обеспечивает формирование следующих личностных универсальных действий:                              

- принятие учащимися правил здорового образа жизни, понимание

необходимости здорового образа жизни  в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья;                                    - формирование когнитивного, эмоционально-ценностного  и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  - умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву – столицу России, свой регион и его столицу;

     - формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

      -формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного поведения;

     - развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Кадрик (22.12.2014)
Просмотров: 7576 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Юго-Западное управление МОиН Самарской области
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Самарской области

  • Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz